ТРОСОВЫЕ ПРОВОДКИ

По мере увеличения размеров вертолетов, а следовательно, и увели­чения протяженности проводок управления, жесткость последних при­обретает первостепенное значение. Обычные проводки, состоящие из дур — алюминовых труб, качалок и роликовых опор, с ходами 100—150 мм не обладают достаточной жесткостью. Для увеличения жесткости провод­ки управления можно идти по пути увеличения ходов до 250 мм и бо­лее, но это ведет к значительному увеличению веса конструкции и созда­ет трудности при компоновке управления. Кроме этого, ввиду большого количества шарниров возможности увеличения жесткости проводки в пределах указанных выше ходов ограничиваются.

Радикального увеличения жесткости проводки управления без уве­личения веса конструкции можно достичь путем применения тросовой проводки с сильно увеличенными ходами— 1000 мм и более. При таких больших ходах соответственно уменьшаются нагрузки на проводку, а следовательно, уменьшаются и упругие деформации.

Так, например, применение на тяжелом вертолете на участке за силовым гидроуси­лителем путевого управления тросовой проводки с большими ходами позволило полу­чить по сравнению с проводкой обычного типа увеличение ее жесткости в 6 раз и умень­шение веса конструкции в 2,5 раза. v

Жесткость проводки определяется отношением k= ——’ ,

Ах

где АР усилие на рычаге управления; /Ах — перемещение рычага управления под дей­ствием усилия АР в результате упругих деформаций проводки. ’

В приведенном примере жесткость тросовой проводки составила £=1560 кГ/см.

Здесь следует иметь в виду, что приведенный пример относился к необратимой схеме управления с ненагруженной до гидроусилителя проводкой. Выражение жест­

кости дается только для послебустерной проводки в соответствии с коэффициентом пе­редачи, приведенной к педалям управления (ненагруженная проводка от педалей до гидроусилителя считается абсолютно жесткой).

Преобразователь возвратно-поступательного движения тяги гидро­усилителя во вращательное движение барабана троса может быть вы­полнен либо в виде шестеренчатого редуктора, либо в виде тросового

Подпись: мультипликатора. Из опыта проектирования тросовых проводок с большими ходами можно сформулировать некоторые рекомендации, которые могут облегчить выбор основных параметров проводки управления. Гибкая проводка с большими ходами вместе с положительными свойствами (большая жесткость, малый вес) обладает и отрицательным

фактором — большое трение.

В случае, когда тросовая проводка применена на участке за сило­вым гидроусилителем, трение в проводке не имеет существенного значе­ния, так как оно намного меньше эксплуатационных нагрузок.

Тросовую проводку с большими ходами бывает целесообразно при­менять и на участке до силовых гидроусилителей. В этом случае трение в проводке недопустимо затяжеляет рычаги управления. Для исключе­ния передачи сил трения на рычаги управления следует, как уже говори­лось ранее, в непосредственной близости от рычагов управления уста­навливать вторую группу малых гидроусилителей. Силовые гидроусили­тели, подобранные в соответствии с шарнирными моментами, устанав­ливают непосредственно у органов управления (см. рис. 3. 1).

Рассмотрим примерную методику определения основных парамет­ров тросовой проводки с большими ходами в системе путевого управле­ния на участке за силовым гидроусилителем. Диаметр троса и величина хода подбирается исходя из требования статической прочности по Ррасч и требования жесткости проводки.

Согласно нормам прочности расчетное усилие для проводки на уча­стке за гидроусилителем принимается Ррасч= 1,5ЯГидр; отсюда расчетное усилие по тросу будет Npac4=iPРасч> где і — коэффициент передачи от гидроусилителя к тросовой проводке.

Жесткость проводки оценивается при эксплуатационных на­грузках.

С целью повышения надежности тросовую проводку целесообразно делать дублированной. При этом статическая прочность определяется по одному тросу, а при оценке жесткости следует учитывать оба троса. Суммарное усилие в тросах при действии эксплуатационных нагрузок

будет N=N0 + Na+’Nx,

где д/0 — усилие предварительного натяжения тросов, которое необхо­димо для того, чтобы тросы не провисали при действии эксплу­атационных нагрузок; _

Д^э —усилие в тросах при действии эксплуатационной нагрузки;

Д/д — усилие в тросах, возникающее при деформации фюзеляжа (крыла) в случае, когда расположение проводки не совпадает с осью жесткости фюзеляжа (крыла).

В пределах NS<2N0 при передаче усилия работают оба троса и та­ким образом усилие в тросе при одинарной проводке при действии экс­плуатационных нагрузок будет

1 ?

где Мт — шарнирный момент;

і — коэффициент передачи от органа управления к проводке; б — угол отклонения органа управления;

S0 — полный ход троса.

і

 

 

Обычно материалы фюзеляжа вертолета и тросов различны. Поэто­му на предварительное натяжение троса оказывает влияние изменение температуры. Учитывая это обстоятельство, N0 следует выбирать при максимально допустимых отрицательных температурах.

Для того чтобы при положительных температурах конструкции на­тяжение тросов не было слишком большим для вертолетов, как невысот­ных летательных аппаратов, можно рекомендовать сезонную регулиров­ку натяжения тросов для летнего и зимнего периодов. В этом случае максимальный перепад температур не будет превышать 60° С. При этом изменение натяжения троса можно найти из условия

ASn=ASu (3.1)

где ASn= ———— деформация троса под действием нагрузки N;

А5г=(аф—атр)AtL — деформация троса вследствие разности в ко­эффициентах линейного расширения дуралю — минового фюзеляжа и стального троса.

Здесь L — длина троса в мм;

F — площадь сечения троса в мм2;

Е — модуль упругости троса в кГ/мм2;

аф — коэффициент линейного расширения материала фюзеляжа в мм/град;

атр — коэффициент линейного расширения материала троса.

А( — изменение температуры в ° С.

Из равенства (3.1) имеем

AN= (аф—атр) At • ЕЕ.

Так, для троса диаметром 4 мм и At=60° AiV=65 кГ*.

При проверке суммарного натяжения троса, которое с учетом коэф­фициента безопасности не должно превышать расчетного усилия, сле­дует определять и усилие в тросе, возникающее при деформации фюзе­ляжа.

При определении жесткости проводки следует учитывать, что кроме упругих деформаций собственно тросов, имеют место упругие деформа­ции узлов преобразователей и узлов роликов. Если величина деформа­ции троса, как известно, легко определяется по формуле ДS=^~;

то определение величины деформации преобразователей и остальных узлов тросовой проводки вызывает часто большие трудности. Поэтому при оценке жесткости проводки на этапе проектирования с достаточной точностью эту часть деформации можно принимать равной 1.5AS.